Главная / Блог / Развитие соби / 8 основных этапов развития личности человека

8 основных этапов развития личности человека

lefpVВ классической психологии выделяется ряд методологий, согласно которым принято проводить определенное разделение между тем, что мы привыкли называть «этапы развития личности».

Наиболее популярной является методология Эрика Эриксона, чуть менее распространена методология Зигмунда Фрейда и других авторов.

В рамках данной статьи мы постараемся обобщить и найти общие черты у различных методологий, посвященных этапам развития личности.

Первый этап – это рождение ребенка. В период от рождения до года у ребенка формируется психологический «фундамент» отношения в жизни, миру в целом и людям в частности. Формирование этого отношения обусловлено проявлением заботы к нему со стороны родителей, близких людей. Чем больше любви проявляется по отношению к ребенку – тем более доверчивым и позитивным он становится в будущей жизни.

Следующий этап развития личности – второй и третий год жизни ребенка. Этот период основывается на моторных навыках ребенка. Маленький человечек учится управлять своим телом, совершать различные действия. В зависимости от реакции родителей и воспитателей у ребенка формируется самостоятельность. Именно поэтому так важно на данном этапе позволять ребенку совершать действия самостоятельно, не ругать его и проявлять терпение к его желаниям делать всё самому. В противном случае, есть риск возникновения у ребенка чувства стыда за свою нерасторопность и отсутствие самостоятельности.

Третий этап – четвертый и пятый годы жизни. В этом возрасте ребенку свойственно проявление самостоятельности в выборе активности. Ему уже не так интересно подражание другим детям, у него формируется фантазия и возникает желание придумывать игры самому. В этот период крайне важно продемонстрировать важность того, чем занимается ребенок. В противном случае неизбежно возникает чувство вины, которое ребенок способен пронести в следующий этап.

4
Четвертый этап – возраст от шести до двенадцати лет. Соответствует возрасту начальной школы. В данном возрасте ребенок проявляет инициативу в реализации своих творческих способностей. Здесь важно поощрение со стороны окружения. Если ребенок не будет получать поощрений за свою деятельность, то на подсознательном уровне получит метку «неполноценности». Что в последствие может негативно сказаться на успеваемости и желании самореализации.

Пятый этап – подростковый возраст. От 12 до 18 лет. В этот момент ребенок пытается провести собственную идентификацию в плане принадлежности к одной из социальных ролей. Именно в этот период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах. Зачастую имеет место, так называемая, негативная идентификация, т.е. отождествление себя с противоположностями от ожиданий своего окружения (примеры: наркоман, малолетний преступник, и пр.).

Шестой этап – это первый этап развития личности у взрослого человека. По сути, длится он от момента окончания юности до начала зрелости. В этот промежуток времени человеку крайне необходима близость (причем не только физическая) с другим человеком. На данном этапе формируются семья, и появляется любовь. Также возникает потребность в проявлении заботы.

Седьмой этап – этап заботы о потомках. Относится к первому этапу развития личности зрелого человека. Как правило, связан с тем, что человек уже добился определенных успехов в жизни и наступает время о том, чтобы задуматься о судьбах подрастающего поколения. Что интересно, данная особенность никак не связана с наличием у него детей. Однако, те, у кого не выработалось чувство сочувствия и сопричастности к человечеству на данном этапе сосредотачиваются на себе, что зачастую является причиной возникновения кризиса среднего возраста.

Восьмой этап – этап осознания собственной цельности. Возникает в тот момент, когда человек уже покорил все самые большие высоты в своей жизни. Этот этап развития личности связан с раздумьями, спокойным времяпрепровождением. Возникновение этого этапа наступает лишь в случае удовлетворенности собственной жизнью. В противном случае человеку остается лишь страдать и испытывать угрызения совести насчет тех возможностей, которые он упустил в течение своей жизни. Результатом данного этапа становится полученная за годы жизни мудрость.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*