Главная / Тренинги / Польза тренинга личностного роста для подростков

Польза тренинга личностного роста для подростков

treninig-poimi-sebyПодростковый возраст обычно сопряжен с самыми кризисными и сложными периодами становления личности. Его начало, как правило, укладывается в возрастные рамки 11-12 лет, а завершение приходится на 16-17 лет.

Этот период протекает у всех по-разному, но он редко бывает безболезненным. Он может вызывать трудности межличностного общения у подростка или проходить в виде сложной внутренней борьбы, почти незаметной для окружающих, но тяжело переживаемой самим взрослеющим ребенком. Процесс протекания этого возрастного периода способен повлиять на всю дальнейшую жизнь. В подростковом возрасте высок риск связаться с плохой компанией и попасть под ее влияние, заработать низкую самооценку, а может быть, необоснованно завышенную, или забросить учебу.

Окончание этого возрастного периода приходится на то время, когда  подросток учится в старших классах школы. От его успеваемости зависит то, где он будет учится дальше. А от его успеха у окружающих сверстников зависит уровень самооценки. Подростки склонны воспринимать учебу и общение с ровесниками как два полярных мира, противопоставляя их друг другу. Юношеский максимализм и оформляющееся чувство полового влечения усугубляют процесс взросления, мешая адекватности суждений. Иногда подросткам, запутавшимся в самих себе, может понадобиться помощь профессионального психолога, чтобы правильно расставить жизненные приоритеты и понять самого себя.

В качестве эффективного психологического инструмента хорошо зарекомендовали себя тренинги личностного роста для подростков. В отличие от проблемно-ориентированных тренингов, предназначенных для достижения какой-то конкретной цели (снижение агрессии, избавление от зависимости и т. д.), тренинги личностного роста призваны положительно воздействовать на три основные сферы жизни нормально развивающегося подростка. К ним относят половую, психологическую и социальную сферы.

ma9Qpwv6NcI

Тренинги проходят в виде групповых занятий с подростками разного возраста. Весомым преимуществом занятий в группе является публичное преодоление собственных комплексов. Неокрепшая, часто неуравновешенная, нервная система подростков нуждается в приобретении навыков правильного общения в разных ситуациях. С помощью ведущего достигается доверительная атмосфера между всеми участниками. Разновозрастное построение группы сводит на нет возможное в группе ровесников соперничество друг с другом. Таким образом  достигается большая эмоциональная открытость и готовность к занятиям.

Группы могут комплектоваться по половому признаку. Подростки очень чувствительны к критике или насмешкам со стороны представителей противоположного пола. Поэтому тем, кто никогда не занимался в тренинговых группах, кто нуждается в самопознании и достижении эмоциональной стабильности, показаны занятия в гомогенных группах. Те подростки, которые прошли этап примирения со своим собственным «Я», адекватно оценивают себя и нуждаются в расширении границ общения, направляются в гетерогенные группы.

Цель ведущего — обеспечение включения в работу каждого участника, установление позитивных эмоциональных связей между всеми членами группы и достижение конструктивного общения. Подростки должны быть уверенными в успешном исходе тренинга и его положительном влиянии на дальнейшую жизнь. Осознание ребенком того, что многие другие дети испытывают аналогичные проблемы и он не одинок, дает мощный импульс уверенности в себе и стимулирует желание работать над собой.

molodost_studenty

Есть несколько обязательных условий, обеспечивающих успешность занятий:

  • заинтересованность подростка (темы занятий и их реализация должны быть максимально приближены к областям, интересующим ребенка);
  • отсутствие дистанцирования между лидером группы (ведущим) и ее участником (это достигается доброжелательным отношением ведущего, отсутствием с его стороны жесткой назидательной критики и обращением друг к другу на «ты»;
  • общение в группе происходит с использованием имен, которые подростки сами выберут для себя. Возможность «спрятаться» за вымышленным именем делает ребенка свободнее и его личностные качества проявляются четче;
  • свободное волеизъявление. Каждый из участников группы в любой момент может прервать свое участие в тренинге и выйти из него, если почувствовал дискомфорт и напряжение;
  • обеспечение конфиденциальности того, что происходит в рамках упражнений на тренинге.

Занятия необходимо проводить примерно 1-2 раза в неделю. Комплекс занятий состоит из 10 встреч, каждая из которых длится от 2,5 до 3 часов.

Тренинги личностного роста для подростков пока не слишком распространены в повседневной жизни россиян. Однако их результативность доказана многими практикующими психологами. Они способны положительно влиять на все значимые сферы жизни подрастающего человека. Их массовое внедрение способно сократить проявления девиаций за счет адекватного осознания подростком своего «Я» и примирения его с окружающими.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*