Как начать бизнес с нуля. Интервью с Ильей Шуваловым – директором компании «Попутный ветер»
Привет, Илья! Рад, что ты все-таки выделил время на интервью. Расскажи, пожалуйста, нашим читателям пару слов о себе. Чем занимаешься в данный момент?
Меня зовут Илья Шувалов, в данный момент я веду несколько проектов в различных направлениях. Основной из них, которому я уделяю сейчас наибольшее значение – это туристический бизнес (компания «Попутный ветер»), мы специализируемся как на групповых экскурсиях, так и на индивидуальных турах.
Почему ты выбрал именно туристический бизнес? Это был твой первый опыт в ведении бизнеса?
Ещё до начала работы в туризме у меня был небольшой опыт предпринимательства и уже был достаточно стабильный источник дохода. Но мне хотелось заниматься тем, что будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Таким образом, мне удалось совместить хобби и источник денег и, как я считаю, довольно успешно. Хотя я не забрасываю остальные проекты, туризм – сезонный бизнес, и зимой приходится заниматься другими вещами.
Сколько лет уже существует твоя компания? Каких успехов ты достиг?
Мы достаточно молоды – пошел всего лишь третий год. Сейчас компания находится в фазе активного развития, постоянно появляются новые идеи, многие из которых тут же воплощаются в жизнь, создаются партнерские отношения с другими туристическими фирмами.
Из успехов можно выделить разработку около 10 собственных маршрутов (на самом деле их было больше, но не все оказались конкурентоспособны и пользовались спросом) и порядка 15 маршрутов, разработанных и реализуемых совместно с партнерами. Разумеется, за 3 года сложно наработать большую клиентскую базу, но, тем не менее, некоторые клиенты приходят к нам снова и снова.
Какие планы на будущее?
Скорее всего, начиная со следующего года, мы перейдем от качественного к количественному развитию. Дело в том, что сложно придумать какие-то новые услуги (как это было на момент создания компании), хотя может быть, мы и запустим ещё несколько новых маршрутов. На данный момент мы используем существующие туристические возможности региона практически полностью (хотя не исключено, что туристический потенциал вырастет), поэтому путь увеличения дохода – это либо увеличения цен (что не будет оправдано в условиях серьезной конкуренции), либо увеличение количества обслуживаемых клиентов.
Ты упомянул новую услугу – о чем идет речь?
Когда я в первый раз анализировал туристический рынок в нашем регионе, я обратил внимание, что все туроператоры внутреннего туризма (это те турфирмы, которые имеют право организовывать туры и экскурсии по России) специализируются на групповых экскурсиях – набирают автобус, сажают экскурсовода и отправляют по маршруту. У подобных туров есть свои плюсы и минусы, но речь сейчас не об этом.
Я решил, что гораздо интересней организовывать индивидуальные туры для 1-4 человек по неизбитым и, может быть, даже нетуристическим маршрутам. Это очень популярно в других регионах, но у нас отсутствовало как вид деятельности в принципе. Поэтому первые два года я работал только в этом направлении и являюсь единственным, кто может предложить интересные маршруты по адекватным ценам. В этом году я пришел и к групповым турам, но моя «изюминка» осталась неизменной.
А в тот момент, проведя беглый анализ туристической отрасли, я сразу начал действовать.
Как именно ты действовал? Какие первые шаги сделал? Я думаю, читателям sobinam.ru это будет очень интересно.
Я пошел по нетривиальному пути. Большинство людей первым делом сняло бы офис, закупило компьютеры и оргтехнику, потратило огромное количество денег на рекламу, некоторые ещё «догадались» бы нанять персонал. Результатом стало бы нетерпеливое ожидание единичных клиентов и полная нерентабельность бизнеса.
Мне не хотелось рисковать ни деньгами, ни временем, тем более, что я планировал работать в новом направлении, не имел ни опыта в туристическом бизнесе, ни знакомых в этой сфере. Я решил, что сначала надо найти первых клиентов, а уже затем вкладывать серьезные деньги и усилия. При этом я не хотел тратить деньги на рекламу. Поэтому я сделал простенький сайт, выложил его и начал работать.
И всё? Неужели этого было достаточно для старта успешного бизнеса?
Как оказалось – да. Найдя первых клиентов и получив предоплату, я докупил необходимое туристическое оборудование (машина на тот момент у меня уже была) и тщательно подготовился к первой поездке.
Разумеется, они не свалились на меня в первый день, неделю или даже месяц, но я был уверен в своих силах и просто занимался сайтам, разведывал новые места и отвечал на очень редкие телефонные звонки.
Начальный период становления бизнеса – один из самых сложных. В зависимости от типа бизнеса первых клиентов можно ждать очень долго, иногда приходится долго выходить на уровень рентабельности, а первоначальные затраты порой велики. Здесь главное – не сломаться и быть уверенным в своих силах. Но нужно быть и реалистом – не стоит пытаться заработать там, где денег нет.
Илья, какие ты видишь перспективные направления для бизнеса для тех, кто сегодня начинает также как и ты когда-то «с нуля»?
Распространенная ошибка многих начинающих предпринимателей заключается в том, что они ищут какие-то уникальные идеи, нечто абсолютно новое, что озолотит их с головы до ног. Я согласен, что примеры таких взлетов есть и многие сегодняшние многомиллиардные корпорации были основаны любителем, поймавшим удачную идею. Но это – лишь исключения из правил.
Для человека без опыта предпринимательства гораздо эффективней попробовать себя в каком-то обкатанном направлении бизнеса; даже обыкновенный продуктовый магазинчик или киоск способен приносить устойчивый доход. Если это слишком скучно, попробуйте по новому взглянуть на старые вещи и предложить какую-то обновленную услугу, новый аттракцион в парке или на набережной и т.п.
Вообще сфера услуг является идеальной для начинающего предпринимателя – порой первоначальные вложения требуются минимальные, однако в большинстве случаев требуется быть хорошим специалистов в выбранной сфере.
Другое очень перспективное на мой взгляд направление – это интернет-бизнес. Например, создайте сайт о волнистых попугаях, раскрутите его (разумеется, это потребует много времени и усилий, но не так уж много денег, если делать всё самостоятельно) и начинайте продавать свои услуги и товары, связанные с попугаями, либо сотрудничайте со специализированным фирмами. Также можно сделать региональный сайт (с тематикой или без). Например, я создал региональный туристический сайт vetert.ru и теперь не только предлагаю на нём свои услуги, но и услуги других турфирм-партнеров. А если вдруг во всемирной паутине нет сайта, который был бы полностью посвящен вашему городу, значит, у вас есть отличная возможность не только заполнить информационный вакуум, но и зарабатывать деньги и приобрести интересные знакомства. Впрочем, даже если такой сайт и существует, почему бы не попробовать создать лучший?
Я знаю, что ты активный читатель sobinam.ru, скажи, ты использовал какие-нибудь материалы или опыт, описанный на сайте, при построении бизнеса?
На sobinam.ru очень часто появляются интересные материалы, которые я с удовольствием изучаю. В первую очередь это статьи по тайм-менеджменту, пожалуй, это одна из наиболее важных для меня тем – очень мало людей умеют правильно распределить своё рабочее время. В последнее время стали появляться материалы с историями успеха других членов сообщества и известных людей, это очень хорошо мотивирует на дальнейшее развитие и работу.
Интересны и другие статьи по саморазвитию, здоровью и спорту. В общем, выдается несколько свободных минут – я обязательно захожу на сайт и читаю последние статьи.
Какие советы ты можешь дать начинающим предпринимателям и читателям сайта sobinam.ru?
Главное – верить в успех, твердо идти к намеченной цели и не сдаваться после первых неудач. А об остальном мы ещё поговорим.
Поделиться: