Помощь психолога в отношениях родителей с детьми зачастую необходима
Психологическое развитие ребёнка в возрасте от 2-х до 14 лет разделено на переходные этапы, каждый из которых закладывает не только эмоциональное восприятие окружающего мира, но и определяет место маленького человечка в обществе.
Развивать навыки общения для малыша большой труд. Всё что взрослым кажется обязательным и естественным, у ребенка может вызывать стресс и непонимание. Индивидуальное, эксклюзивное восприятие – это психологическое ДНК каждого человека.
Присутствие психолога на всех возрастных и переходных этапах ребёнка обязательно. Как ни странно, но специалист требуется не самому ребёнку, а его родителям, поскольку именно они единственные авторитетные посредники между окружающим миром и мыслями своего чада.
В задачу специалиста входит разъяснительная работа, объясняющая заботливым мамам и папам (а зачастую ещё бабушкам и дедушкам) всю важность эмоциональной обстановки, окружающей ребёнка. Именно они, а не дети, полностью несут ответственность за все промахи и пробелы в воспитании или развитии малыша.
Принципы и особенности взаимодействия
Первый и основной принцип, в основе которого заложено сотрудничество между психологом и родителями, основан на убеждении, подтвержденном временем: не бывает плохих детей – бывают плохие родители и нерадивые учителя. Нет непослушных сыновей – есть безразличные отцы. Нет в природе неряшливых и грубых девочек – есть самовлюбленные и высокомерные мамы.
Ребёнок состоит не из собственных мыслей, фантазий и образов. Его кажущаяся индивидуальность не что иное, как зеркало внутрисемейных отношений. Рождаясь, малыш совершенно свободен от законов общества и не привязан внутренними ценностями. В основе его навыков и развития заложено подражание. Он подсознательно копирует не только движения и речь, но и дублирует интонации, отношение к окружающим, и, самое главное – поведение.
Ещё один закон, который психолог должен заложить в родительский фундамент, на котором они будут выстраивать свое отношение с малышом. Ребёнок – хороший! За этим коротким словосочетание скрыт глубокий смысл, суть которого сводится к тому, что не существует единого мерила ценностей, по которым у родителей есть право говорить о том, что у них ребёнок непослушный, неуспешный, необщительный или еще какой-нибудь…
Это целая абстрактная философия, учащая воспитывать, прежде всего, личность, а не социально значимый объект общества. Личность можно воспитать в исключительной поддержке всех существующих индивидуальных способностей. Другими словами, если ребёнок не успевает в школе – это не значит что он плохой, глупый или ленивый. Это означает, что на данном этапе развития, он не может воспроизводить данную ему в ходе уроков информацию. Не более того.
Мнение многих родителей идёт вразрез с таким убеждением психолога. Они принимают самостоятельные радикальные меры для устранения проблем успеваемости. И временно даже решают их – до момента подросткового периода. Однако следует заметить, что решают они свои проблемы, а не ребёнка. Поэтому в момент полового созревания, такие родители полностью утрачивают контакт и взаимопонимание с детьми, и искренне не могут понять почему.
Самая главная задача психолога состоит в том, чтобы правильно научить любить своего ребенка.
Многие удивляются такой формулировке, потому как каждый убеждён в подлинности своих необъятных родительских чувств. Но порой одержимые родители путают субъективное, инстинктивное чувство с любовью широкого формата.
Это значит, что на всех удачных и неудачных этапах родители должны любить его таким, какой он есть. Упал в лужу – любить. Получил двойку – любить. Однако не стоит путать эти чувства со слепой любовью и отсутствием в ней воспитательного процесса. Другими словами дети должны чувствовать неоспоримый эмоциональный тыл, который лежит в основе доверия и понимания.
Психолог не посредник между родителем и ребёнком. Он объективный наблюдатель. Именно объективности и теоретических знаний не хватает многим мамам и папам в общении с детьми. Поэтому компетентное мнение со стороны должно обязательно присутствовать в принятии решений и формировании взаимоотношений в семье.
Поделиться: