Тренинг “Сплочение коллектива” — упражнения и методика

Формирование благоприятного микроклимата – задача каждого ответственного руководителя. От показателей психологического комфорта напрямую зависит качество и эффективность труда. Нередки случаи в управленческой практике, когда сотрудник предпочитает коллектив и привычную  обстановку, более высокой оплате труда.

Микроклимат представляет собой сложный психологический организм, раскрывающий или подавляющий индивидуальные особенности участников. Поскольку все сотрудники имеют личные особенности характера и точку зрения, то их восприятие трудового процесса проходит через призму собственного взгляда на решение задач. Поэтому для качественного взаимодействия коллектива значимую роль играют не личные особенности сотрудников, а их эффективное сочетание.

trening

В задачу психологов входит проведение тренингов, направленных на адаптацию и внедрение всех индивидуальных качеств работников в единый коллектив. Создание дополнительных неформальных связей и  межличностных симпатий. Демократическим путём помочь каждому участнику занять своё комфортное место, и стать продуктивной единицей с высоким КПД.

Тренинг на сплочение коллектива состоит из нескольких этапов.

1. Знакомство с ведущим (психологом). Разъяснение правил ”игры” и условий. К ним относятся: проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу.

2. Создание доброжелательной атмосферы, разминка. Фаза контакта.

Веселый счет

Время – 5 – 7 минут.

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Описание – ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек.

Читать также:  Как научиться говорить «нет» и отказывать

Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам.

Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?

image75

3. Этап лабилизации, в ходе которого не только обучение взаимодействию, но и профессиональная диагностика проблем коллектива.

Вавилонская башня

vavilonskaya-bashnyaВремя – 15 мин. Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями.

Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения.

Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики.

Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать единую башню отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна  башни, третий – флаг, четвертый –  раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка. Если коллектив действительно нарисует башню, значит, с заданием справились не только участники, но и психологи.

Обсуждение. Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему?

4. Этап обучения.

Кто быстрее?

worshipВремя – 10 мин.

Цель – сплочение коллектива, координация действий, распределение ролей.

Описание – группы должны построить из участников разные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.), причем сделать это в полнейшей тишине.

Читать также:  Развитие креативности – советы на каждый день. Часть 2

Обсуждение. Какие навыки помогли для решения задач?

5. Этап подведения итогов.

Желательно проведение ритуала, позволяющего завершить тренинг на положительной эмоциональной ноте. Каждому участнику предлагается сделать подарок внутри коллектива, например: подарить взаимное доверие, сплоченность и т.д.

Для подведения профессиональных итогов, участникам раздаются бланки анкет с заданием, по десятибалльной системе оценить основные показатели психологической атмосферы. Например: дружелюбие, враждебность, теплота, скука, продуктивность, равнодушие, успешность и т.д.

На основании проведённых тестов, исследований и наблюдений, психолог выявляет  доминирующие элементы, эмоциональный градус и основную внутреннюю проблематику группы. Для корректировки микроклимата разрабатывает мягкую, антистрессовую программу дальнейших занятий.


        Поделиться:

Добавить комментарий